ПЛАН мероприятий (дорожная карта), направленный на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся
Цель: создание условий (на постоянной основе) для реализации Плана мероприятий по формированию функциональной грамотности обучающихся в МОУ: Харанорская СОШ № 40.
Задачи:
№ |
Перечень мероприятий и взаимосвязанных действий по их выполнению |
Срок выполнения |
Ответственный |
Прогнозируемый результат |
|
|
Нормативно-правовое регулирование образовательной деятельности, направленной на развитие функциональной грамотности обучающихся |
||||
1 |
Разработка и утверждение плана мероприятий (дорожной карты) по формированию и развитию функциональной грамотности обучающихся |
До 30 октября 2021г |
Артемова А.В. |
План мероприятий (дорожная карта) по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся |
|
2 |
Издание приказа о создании рабочей группы по вопросам формирования функциональной грамотности в ОУ |
До 30 октября 2021г |
Директор |
Приказ о рабочей группе по вопросам формирования функциональной грамотности |
|
3. |
Разработка Положения о рабочей группе по вопросам формирования функциональной грамотности в ОУ |
До 30 октября 2021г |
Директор |
Положение о рабочей группе по вопросам формирования функциональной грамотности |
|
4 |
Внесение дополнений в ООП ОО0 образовательных учреждений, рабочие программы педагогов, программы по внеурочной деятельности основанных на компетентностном подходе, интеграции и межпредметных связях, способствующих развитию функциональной грамотности |
До 30 октября 2021г |
Администрация |
Определение основных направлений работы ОО по вопросам формирования функциональной грамотности обучающихся |
|
|
Создание условий для развития функциональной грамотности обучающихся (кадровые, материально-технические, организация сетевого взаимодействия и т.д.) |
||||
5 |
Рассмотрение вопроса по функциональной грамотности на педагогическом совете. |
28 октября |
Лебедь О.А. |
Протокол |
|
6 |
Проведение анкетирования педагогических работников |
До 10 .11.2021г |
Администрация |
Выявление трудностей по формированию функциональной грамотности обучающихся. Выявление имеющегося опыта по формированию функциональной грамотности на уроках, во внеурочной деятельности |
|
7 |
Изучение методик и опыта международных методических исследований, методик оценки метапредметных результатов |
В течение года |
Рабочая группа |
Подготовка методических рекомендаций по формированию функциональной грамотности для педагогов |
|
8 |
Проведение методического семинара «От функциональной грамотности учителя к функциональной грамотности ученика» |
09 декабря |
Паздникова О.П. Артемова А.В. |
Протокол |
|
9 |
Определение разделов, тем, дидактических единиц в рабочих учебных программах 8-9 классов, при изучении которых реализуются приемы формирования и оценки функциональной грамотности |
До 30 декабря |
Педагоги |
Технологические карты формирования и оценки функциональной грамотности по направлениям для 8-9 классов, методические рекомендации по внесению изменений в рабочие учебные программы 8-9 классов и основную образовательную программу основного общего образования |
|
10. |
Подготовка базы тестовых заданий (5-9 классы) для проверки сформированности математической, естественнонаучной, читательской, финансовой и глобальной грамотности |
В течение года |
Педагоги |
База тестовых заданий по всем направлениям функциональной грамотности |
|
|
Создание условий для непрерывного профессионального развития педагогов в области формирования функциональной грамотности обучающихся |
||||
11 |
Обучение педагогов на курсах повышения квалификации |
в течение года |
Паздникова О.П. |
Повышения уровня квалификации педагогов |
|
12 |
Обобщение инновационного опыта педагогов (проведение открытых уроков) и обобщение его на заседаниях методических объединений, |
в течение года |
Паздникова О.П. |
Повышения уровня квалификации педагогов |
|
13 |
Регистрация педагогов, участвующих в формировании функциональной грамотности, на платформе «Российская электронная школа» https://fg.resh.edu.ru. Мониторинг регистрации педагогов на платформе.
|
До 30 октября |
Шмигирилов Н.С., педагоги |
отчет |
|
|
Совершенствование внутришкольной системы оценки качества образования (внедрение процедур по оценке функциональной грамотности обучающихся) |
||||
14 |
Проведение диагностических работ с целью мониторинга уровня сформированности видов функциональной грамотности |
декабрь |
Артемова А.В. |
Аналитическая справка по результатам уровня сформированности функциональной грамотности учащихся 8- 9 классов |
|
15 |
Участие обучающихся в конкурсных мероприятиях (олимпиадах, конференциях и др.) |
По срокам Министерства образования |
Педагоги |
Аналитический отчет |
|
16 |
Проведение школьной метапредметной недели |
февраль |
Паздникова О.П., руководители МО |
Аналитический отчет |
|
17 |
Подготовка к участию в общероссийской оценке по модели PISA |
постоянно |
Пед. коллектив |
|
|
|
Оценка эффективности реализации мероприятий плана |
||||
18 |
Сравнительный анализ результатов уровня сформированности предметных умений и функциональной грамотности |
Декабрь-Март |
Артемова А.В. |
Аналитическая справка о динамике достижений обучающихся |
|
19. |
Сравнительный анализ результатов анкетирования учителей |
май |
Директор |
Аналитическая справка об уровне информированности педагогов и их затруднениях в вопросах формирования функциональной грамотности обучающихся |
|
20 |
Родительский лекторий об организации формирования функциональной грамотности обучающихся в рамках учебного процесса (урочное и внеурочное время) |
ноябрь |
Кл. руководители |
Протоколы родительских собраний |
|
|
Обновление форм, методов и технологий обучения |
||||
21 |
Использование современных технологий и методов обучения, направленных на формирование системы ключевых компетенций, логического, критического и конструктивного мышления, применение полученных знаний в учебной и практической деятельности |
постоянно |
Педагоги |
Разработка поурочные планирования с учетом формирования функциональной грамотности обучающихся |
|
22. |
Развитие взаимодействия учебных дисциплин на основе межпредметных связей и интеграции учебных предметов |
постоянно |
Педагоги |
Изменения плана работы ШМО |
|
23 |
Поэтапный переход от фронтальных форм обучения к реализации индивидуальной образовательной траектории каждого обучающегося |
постоянно |
Педагоги |
Поурочные планирования, карты ИОТ обучающихся |
|
24 |
Разработка и утверждение единых требований к уроку и схемы его анализа в соответствии с содержанием Плана мероприятий ОО по формированию функциональной грамотности обучающихся |
постоянно |
Педагоги |
Требования к уроку, схема анализа урока |
|
Компетенции 4К:формирование и оценка на уроке. Практические рекомендации
Материалы по читательской грамотности
Примеры заданий PISA читательская грамотность
Задания представлены на официальном сайте ОЭСР. https://www.oecd.org/pisa/
Онлайн-задания по читательской грамотности: 1. 2. 3. 4.
Материалы по математической грамотности
PISA-Математическая грамотность
Основные подходы к оценке математической грамотности.
Примеры заданий PISA математическая грамотность
Материалы по естественно -научной грамотности
PISA-естественнонаучная грамотность
Основные подходы к оценке естественно-научной грамотности.
Примеры открытых заданий по естествознанию. PISA-2015.
Открытые интерактивные задания по естествознанию международного исследования PISA-2015 года (на русском языке):
1. Задание «Миграция птиц»
2. Задание «Бег в жаркую погоду»
3. Задание «Исследование склонов долины»
4. Задание «Метеороиды и кратеры»
5. Задание «Рациональное рыбоводство»
Примеры открытых заданий по естествознанию. PISA-2006.
Основные подходы к оценке естественно-научной грамотности.
Примеры заданий PISA естественнонаучная грамотность
Материалы по финансовой грамотности
Примеры открытых заданий по финансовой грамотности. PISA-2012.
Презентация вебинара «Оценка финансовой грамотности в рамках международного исследования PISA-2018»
Примеры заданий PISA финансовая грамотность
Задания, направленные на формирование метапредметных компетенций учащихся
ОНЛАЙН УРОКИ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ
Ссылка на Электронный банк заданий по оценке функциональной грамотности: https://fg.resh.edu.ru .
Дополнительно сообщаем, что Министерством просвещения подготовлен обучающий вебинар, описывающий работу с банком заданий.
Ссылка на вебинар: https://youtu.be/GKqgQs3WSu4
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ
Для всех образовательных организаций открыт доступ к электронному банку тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности (далее – Платформа).
Областью применения Платформы является процедура проведения тренировочных работ по направлениям функциональной грамотности обучающихся 8-х и 9-х классов, включающая в себя:
- формирование банка заданий;
- формирование проектов тренировочных работ;
- прохождение тренировочной работы обучающимися в режиме реального времени;
- проверку развернутых ответов экспертами;
- накопление, хранение и обработку результатов тренировочных работ.
На Платформе можно авторизоваться при помощи учетной записи Российской электронной школы (далее – РЭШ). Если учетная запись в РЭШ отсутствует, необходимо пройти регистрацию.
После авторизации на Платформе становится доступной возможность создания мероприятий с выбором даты, контрольно-измерительного материала с направлением функциональной грамотности, наименованием мероприятия, а также с указанием количества обучающихся – участников мероприятия. После прохождения работы обучающимися у учителя на странице с мероприятиями будет отображаться процесс прохождения работы детьми, а также появится уведомление о необходимости её проверки.
Ссылка на систему в информационно-коммуникационной сети «Интернет»: https://fg.resh.edu.ru
По вопросам работы Платформы можно обращаться по адресу электронной почты: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..
Банк заданий по функциональной грамотности
Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы) представлен по шести направлениям: математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, читательская грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление.
В материалах по каждому направлению функциональной грамотности содержатся файлы со списком открытых заданий, которые разработаны в ходе проекта, сами задания, характеристики заданий и система оценивания, а также методические комментарии к заданиям